Торговое предприятие «Серебряная нить» (Иваново) работает на рынке уже четверть века. О том, как за это время изменился рынок, и с какими трудностями сегодня приходится справляться, корреспондент BIGTEXTILE.RU побеседовал с управляющей предприятием Натальей Овчинниковой.
Связь поколений
Наталья родилась и выросла в Иванове — текстильной столице страны: в советское время здесь было сосредоточено несколько десятков профильных предприятий и вузов. Неудивительно, что представители нескольких поколений её семьи работали в этой отрасли.
«Моя бабушка была начальником планового отдела на выходной базе, которая отвечала за выпуск тканей для всего Советского Союза, — вспоминает Наталья Юрьевна. — Отец работал инженером по автоматизации на ткацком производстве, имеет 10 авторских изобретений. После развала СССР, в 1992 году он открыл швейный цех — одно из первых частных швейных производств города. Сначала в нём работали 8 швей, потом 30, а потом 50 в две смены».
В компанию своего отца Наталья Овчинникова пришла работать в 1995 году. За плечами было уже соответствующее образование (текстильный институт) и опыт работы.
«В начале 1990-х, когда вся система производственных связей и социальных гарантий в стране просто рухнула, мне приходилось заниматься пошивом на заказ, благо, шить я умела с двенадцати лет, — рассказывает Наталья Юрьевна. — Уже тогда я понимала, как важны хорошие нитки для производства изделий, как много значат «детали»: качественные молнии, пуговицы, канты».
Постепенно завязались контакты со швейниками, которые просили помочь в приобретении ниток и фурнитуры. По мере развития рынка объёмы закупок росли, и Наталья Овчинникова приняла решение преобразовать швейный цех в компанию по поставкам фурнитуры.
Эксперты на рынке
Заботясь об имидже компании и опираясь на своё текстильное образование, Наталья Юрьевна постепенно разбиралась в том, почему разные нитки стоят по-разному, и на какие параметры нужно обращать внимание. И тема диплома (специальный станок по надеванию бегунков на рулонные молнии) оказалась кстати.
«В какой-то момент, когда в отрасли начались серьёзные проблемы, я и предположить не могла, что профильное образование может мне ещё когда-нибудь пригодиться. Но пригодилось же! Наступило время дилетантов, когда торговать стремились многие, но никто на рынке не понимал, что можно измерять плотность и метраж ниток, что существуют специальные лаборатории. А я обратилась в «родной» текстильный институт, где такая лабораторий была, и мы стали делать экспертизы ниток. Исследовали на разрыв, на плотность, измеряли длину в катушке. Выяснилось, что и качество у разных производителей было разным, и с длиной обманывали», —рассказывает она.
Сегодня специалисты «Серебряной нити» обязательно информируют своих потребителей о том, на что нужно обращать внимание при покупке ниток и фурнитуры.
«Мы уже много лет выступаем как эксперты на рынке, — поясняет Наталья Юрьевна. — Разъясняем потребителю, что у каждой цены есть обоснование; что продукция из разных сегментов качества должна стоить по-разному; рассказываем не только про показатели ниток, но и про качество рулонной молнии, про вес бегунка и другие особенности, чтобы покупатели понимали, что им предлагают, умели отличать продукцию из экономичного и премиального сегментов и сравнивали именно по качеству».
«Серебряная нить» стала для своих партнёров первым помощником в закупке фурнитуры: компания быстро реагирует на изменения ассортимента продукции старается предугадать потребности заказчиков.
Трудности и перспективы
Сегодня в ассортименте «Серебряной нити» около 13 тысяч наименований продукции. В основном это товары для сектора b2b.
Отвечая на вопрос о современном рынке фурнитуры, Наталья Юрьевна в числе основных особенностей выделяет, в частности, перепрофилирование многих швейных предприятий на гособоронзаказы, предъявляющие особые требования к ниткам и фурнитуре; развитие маркет-плейсов и уход с рынка крупных европейских брендов, которые постепенно замещаются российскими производителями.
«Сегодня швейные производства быстро и гибко перестраиваются на новые виды изделий, и нам приходится оперативно на это реагировать, предлагать актуальную фурнитуру, — отмечает Наталья Юрьевна. — Многие наши заказчики ездят на международные выставки, изучают модные журналы, следят за тенденциями, так что мировые тренды доходят до нас гораздо быстрее, чем раньше, и мы должны им соответствовать».
Одной из угроз для «классических» поставщиков швейной фурнитуры становятся крупные маркет-плейсы, предлагающие товары напрямую из-за рубежа. Однако, по мнению Натальи Овчинниковой, любая дистанционная поставка — это своего рода «кот в мешке», и можно надеяться на то, что выбор швейники сделают всё-таки в пользу гарантированного качества.
Другая проблема — в кадрах: молодёжь за последние десятилетия привыкла выбирать «работу без работы», не стремится идти на производство, в офисы.
«Поэтому, — считает Наталья Юрьевна, — очень важно наглядно демонстрировать молодым людям перспективы личностного роста в компании. Мы сами растим себе специалистов, регулярно участвуем в «ярмарках вакансий», используем практику наставничества».
Несмотря на сложности и беспокойство, Наталья Овчинникова с оптимизмом смотрит в будущее. За тридцать лет работы на этом рынке, сумев преодолеть кризисы 1998-го и 2010-го годов, она убедилась, что в каждый кризис производственники «вырастают».
«Мой оптимизм основан на вере в силу нашего предпринимательского мышления. Я знаю очень много производственников, желающих открыто и честно работать. И все они наделены смекалкой, неординарными способностями и недюжинными силами, чтобы преодолевать трудности и добиваться успеха. Я верю в наших людей, и в то, что у нас всё будет хорошо. Главное — честно трудиться и служить обществу», — считает управляющая «Серебряной нити».
- Иваново
- Интервью
- Производство фурнитуры
- Развитие отрасли