Вопрос не только в технических сложностях, но в громадных объёмах расходов.
19 февраля в городской Точке кипения Торгово-промышленная палата Омской области провела круглый стол, посвящённый изменениям в системе цифровой маркировки товаров, которые вступят в силу с первого марта 2025 года. Основными спикерами выступили эксперты ООО «Центр развития перспективных технологий», оператора системы маркировки «Честный знак».
К примеру, стартует третья волна маркировки одежды, как выразилась руководитель управления товаров народного потребления Центра разработки перспективных технологий Варвара МИХАЙЛОВА. Нововведения затронут 12 групп товаров, включая мужское и женское нижнее бельё, халаты, пижамы, детскую одежду, купальники, колготки, носки и чулки, перчатки, галстуки, шляпы, вязаные вещи. До первого ноября участники рынка обязаны промаркировать товарные остатки, а до первого декабря ввести их в оборот.
Также с первого марта производители и импортёры обязаны нанести коды маркировки на влажный корм для животных в потребительской упаковке и ввести товар в оборот. Оборот немаркированного влажного корма запрещён! В этот перечень также вошло огромное количество иной продукции, включая медицинскую, автомобильную и пищевую.
Илья НИКОЛИН, руководитель сети автосервисов «Reaktor», президент Омского областного Союза предпринимателей не выдержал всё это слушать:
— Кто нам ответит на структурные вопросы? Про огромную стоимость необходимого оборудования, про ограниченность срока действия марок. Почему предприниматели должны платить за навязанную нам систему, которая не способствует улучшению качества продукции? Кто будет нести ответственность за то, если марка вдруг не считается? По принятому законодательству товар должен быть конфискован, а предприниматель подвергнут как минимум штрафу, как максимум уголовному преследованию. Почему именно конечный продавец обязан отвечать за всё несовершенство системы? Для чего нам вся эта информация? Вы хотите сказать, что «Честный знак» это всё замечательно и просто ставите нас перед фактом, что мы обязаны всё маркировать?
Позже ЦРПТ «Честный знак» дал следующий комментарий:
— Стоимость оборудования для работы с системой маркировки варьируется в зависимости от размера и потребностей бизнеса. Для представителей малого и среднего бизнеса были разработаны недорогие «коробочные решения». Такие комплекты уже преднастроены и готовы к работе сразу после подключения. Также есть бесплатные сервисы («Маркировка.Просто», «ЭДО Лайт», «ЧестныйЗНАК.Бизнес»). Кроме того, оператор регулярно запускает собственные программы поддержки для производителей, например, беспроцентную рассрочку на 3 года на покупку оборудования для маркировки. Также оператор запустил уникальную программу поддержки для розничного бизнеса, который готовится к новому этапу маркировки – подключение к маркировке с компенсацией 50% затрат.
За 6 лет работы, система маркировки уже доказала свою эффективность в борьбе с нелегальной продукцией. За три года легальный рынок воды расширился на 40,5% – 552 производителя вышли из тени и присоединились к системе. Количество легальных импортеров БАД выросло в 8 раз, а российских производителей — на 95%. Нелегальный оборот в легпроме сократился более чем на 36%, обуви — на треть, шин и покрышек — вдвое. В табаке, по данным ННЦК, доля нелегального оборота сигарет снизился до 10,8% — это минимальный показатель с 2019 года. При этом улучшилось качество продуктов. Например, качество молочной продукции, по данным Россельхознадзора, увеличилось в два раза, а производство фальсификата сократилось с 30% до 0,03%.
Важно, что благодаря вытеснению с рынка нелегальной продукции добросовестные предприниматели увеличивают свою рыночную долю, как результат – зарабатывают больше. Например, в легкой промышленности, по оценке Высшей школы экономики, прибыль производителей в реальном выражении выросла на 90%. Дополнительные доходы бизнеса по всем товарным группам за четыре года составили почти 350 млрд рублей.
Официальный комментарий ЦРПТ (Оператор государственной системы маркировки «Честный знак»)