Она нужна для выращивания хлопка и окрашивания тканей
Производители одежды по всему миру столкнутся с проблемами из-за нехватки воды. Об этом в подкасте Zero рассказала исследователь Bloomberg Intelligence Мелани Руа.
Согласно прогнозу Института мировых ресурсов, к 2030 г. спрос на пресную воду превысит предложение на 40%. Это приведет к проблемам в разных отраслях экономики — сельском хозяйстве, легкой промышленности и других, что поставит под угрозу до $70 трлн мирового ВВП. Для понимания: в 2023 г. объем мирового ВВП в 2023 г. достиг $106,1 трлн, согласно данным Всемирного банка.
К 2040 г. до половины мирового урожая хлопка будет подвержена засухе, говорит Руа. Это значительно повлияет на производителей одежды: только у Nike, например, хлопок занимает 80% от всех используемых материалов.
93 млрд куб. м воды ежегодно используется для производства тканей и выращивания хлопка, согласно докладу Фонда Эллен Макартур от 2017 г.
В среднем на изготовление одной футболки требуется около 3000 л воды, а на одну пару джинсов — от 8000 до 10 000 л, писал в колонке для «Ведомостей» основатель экологического сервиса «Сохрани лес» Андрей Хорошилов.
Что делать
Чтобы снизить потребление воды, производители одежды инвестируют в методы безводного окрашивания тканей, говорит Руа. Nike еще в 2012 г. объявила о стратегическом партнерстве с нидерландской компанией Dyecoo Textile Systems, которая разработал метод окрашивания без воды и химикатов — с помощью диоксида углерода. В 2013 г. ее технологию начала использовать и Adidas. В том же году Dyecoo Textile Systems получила инвестиции от венчурной структуры Ikea.
По оценкам Nike и Dyecoo, чтобы окрасить 1 кг текстиля, нужно около 100—150 л воды. Но повторно эту воду использовать нельзя: чтобы ткань не теряла цвет, для ее окрашивания используют соли, щелочи и тяжелые металлы, в том числе кадмий, свинец и ртуть. Фильтровать загрязненную воду дорого, поэтому она попадает в городские водоемы. В канализации китайского Синьтана, который еще называют «Городом джинсов» (там находится более 3000 фабрик по производству одежды из денима), еще в 2010-е гг. обнаружили тяжелые металлы.
Аналогичная ситуация и в Индии. «Некоторые химикаты, которые можно встретить на индийских красильнях, запрещены в Европе, при этом многие из нас носят одежду, произведенную именно там», — говорила журналу Vogue в 2020 г. Вирджиния Ньютон-Льюис, старший аналитик в организации WaterAid, которая занимается вопросами водоснабжения, санитарии и гигиены. Многие цеха по окрашиванию в Бангладеше, Индии и Китае незаконно сливают отработанную воду в реки, а это вредно для экологии. В какой-то момент вода возле индийского Мумбаи (расположен в устье реки Улхас) стала настолько загрязненной, что местные собаки после купания покрывались голубой краской, отмечало издание.
Вместо хлопка
Есть более экологичный вариант хлопка — органический. При его производстве не используются химические пестициды и удобрения, а расход воды сокращается с 2700 л для изготовления одной футболки до 2457 л.
Чтобы снизить зависимость от вновь выращенного хлопка, производители одежды используют переработанные ткани. А еще используют альтернативные материалы. Например, Levi’s, в 2019 г. представила коллекцию одежды из конопли, а затем пополняла ее несколькими линейками.
Конопля при выращивании намного экологичнее хлопка. Для получения 1 кг хлопка требуется около 10 000 л воды, а 1 кг сухой конопли — 300—500 л, приводил портал Highsnobiety оценки Стокгольмского института окружающей среды. Есть и польза для потребителей: конопляная ткань намного прочнее хлопковой, поэтому вещи прослужат дольше.
Одним Levi’s дело не ограничивается. Коноплю в одежде используют как крупные бренды — например, производитель спортивной одежды The North Face, Cos (входит в H&M) и Patagonia, так и не очень — нидерландский G-Star RAW, американские Mara Hoffman и Amour Vert, немецкие Green Shirts и Bleed Clothing, австралийский Braintree.