Top.Mail.Ru

Бисерные платья и бриллиантовые каблуки: Мода ар-деко в Эрмитаже

5 мая, 2025

Редакция БИГ ТЕКСТИЛЬ посетила выставку «Упакованные грёзы. Мода ар-деко из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции Назима Мустафаева» –  масштабное культурное событие, которое начало работу 30 апреля 2025 года в Манеже Малого Эрмитажа, Санкт-Петербург, и будет идти до 7 сентября 2025 года. Вход осуществляется по билету в основной музейный комплекс Эрмитажа.

 

Яркая и необычная экспозиция посвящена женской моде 1920-х — начала 1930-х годов, эпохе, когда стиль ар-деко доминировал в искусстве и дизайне. Она приурочена к столетию Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже, подчёркивая глобальное значение этого направления. Куратор Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, отметила, что выставка показывает, что Россия не полностью обошла стороной ар-деко, несмотря на преобладание конструктивизма. Это отражено в экспонатах, связанных с отечественной культурой, архитектурой и кино.

 

На выставке представлено более 400 произведений, включая бисерные платья, обувь и аксессуары. Основной блок составляют работы западноевропейских модельеров, таких как Поль Пуаре, Жанна Ланвен, Мариано Фортуни, Эдвард Молинё и Люсьен Лелонг, а также обувь от Пьетро Янторни, Андре Перужа, Израэля Миллера, Сальваторе Феррагамо и фирм, таких как Hellstern & Sons, Netch et Frater, Francois Pinet, Saks Fifth Avenue.

 

Коллекция Назима Мустафаева из Санкт-Петербурга включает более 2500 пар обуви, из которых на выставке представлена лишь четверть. Недавно он пожертвовал Эрмитажу 300 пряжек XVIII века. Платья, добавленные для дополнения обуви, насчитывают около 100 бисерных нарядов 1920-х годов, каждый из которых весит несколько килограммов, что подчёркивает их сложность и роскошь.

 

Дополняют моду произведения искусства из собрания Эрмитажа, включая картины Анри Матисса, Кеса ван Донгена, Рауля Дюфи и иллюстрации Эрте, а также киноплакаты 1920-х годов. Уникальным экспонатом является автомобиль Buick 44-й серии 1929–1930 годов (81 л.с., максимальная скорость 145 км/ч), единственный в России, предоставленный Музеем Вадима Задорожного из Москвы.

 

Дизайн выставки, созданный Эмилем Капелюшем и Юрием Сучковым, получил высокую оценку за инновационный подход. Их работа ранее была отмечена наградой Ars Vivendi и названа «выставкой года» журналом The Art Newspaper Russia. Экспозиция предлагает не только академический, но и погружающий опыт: посетители могут увидеть исторические видео, импровизированную эстраду для джаз-банда, блестящие каблуки, туфли с накладками из ракушек и интерьерные куклы как часть аксессуаров.

 

Особенностью является отсутствие стеклянных витрин для бисерных и пайеточных платьев, включая те, что украшены гелатиновыми пайетками, требующими реставрации, но не стирки. Это создаёт ощущение близости к экспонатам и подчёркивает доверие к посетителям.

 

Выставка подчёркивает не только гламур ар-деко, но и трагедию межвоенного периода, предлагая нарратив «танец над бездной». Это усилено произведениями искусства, такими как работы Матисса, Эрте, Лежера и плакатами, а также экранами, показывающими выразительные лица, отражающие тренды макияжа того времени (например, Max Factor, яркие губы, подведённые глаза, короткие платья), символизирующие независимость женщин после Первой мировой войны.

В российском контексте ар-деко был менее заметен из-за конструктивизма, но выставка включает примеры, такие как обувь от Artel imeni Shmidta, Skorokhod и Sevzaptorg, что подчёркивает советские особенности.

 

Помимо платьев и обуви, представлены аксессуары, такие как отсоединяемые каблуки из дерева, покрытого целлулоидом, имитирующего полудрагоценные материалы, американские ремешки для танцев и чехлы для пуговиц. Около 40 винтажных сумок в стиле chinoiserie предоставлены коллекционерами Павлом Карташовым и Вадимом Полубоярцевым, а также кимоно с розами из коллекции Натальи Бакиной, отражающее европейское влияние в Японии.

 

Генеральным партнёром выступила компания «Магнит Косметик». Ранее они участвовали в реставрации картины Яна ван ден Хекке «Роскошная натюрморт» и организации выставки Ars Vivendi в 2024 году. Выпущено иллюстрированное издание Государственного Эрмитажа 2025 года, авторы — Н.И. Тарасова и Н.С. Мустафаев, что делает его ценным ресурсом для исследователей.

 

На наш взгляд, выставка «Упакованные грёзы» предлагает уникальный взгляд на моду ар-деко, сочетая высокую моду, искусство и исторический контекст. Она создаёт погружающий опыт, подчёркивая как роскошь, так и трагедию эпохи, и является важным культурным событием нашей страны.

 

Спасибо за доверие! Присоединяйтесь к самому большому сообществу текстильщиков!

Присоединиться к сообществу
Скидки на тарифы и баннеры до 40%

Подробнее
20 крупнейших производителей одежды РФ

Подробнее
Битва гигантов: сравнение IECHO и ECHOCUT в многослойном раскрое

Подробнее
Швейное производство спецодежды, обуви и СИЗ

Подробнее
Современная элегантная классика и лаконичный стиль

Подробнее
Место для вашей рекламы

Подробнее
Авторизация
*
*
Генерация пароля